Общая характеристика и виды экологических преступлений.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. впервые в истории уголовного законодательства нашей страны выделил самостоятельную главу "Экологические преступления", поместив ее в разд. IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". Таким образом, законодатель определил родовой объект экологических преступлений с учетом их специфики: экологическая общественная безопасность и экологический общественный порядок.

Выделение в самостоятельную главу Кодекса экологических преступлений обусловлено в первую очередь:

  • многочисленными нарушениями природоохранительного законодательства, что сделало необходимым создание системы экологического уголовного законодательства, обеспечивающей защиту окружающей природной среды от наиболее опасных посягательств;

  • международными договорами в области охраны окружающей среды, задачей которых являются обеспечение всеобщей экологической безопасности и развитие международного природоохранительного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений.

В настоящее время действует более 300 международных соглашений по охране окружающей среды. В них предусмотрены как деликты, ответственность за которые несут государства, так и международные уголовные преступления физических лиц, например, загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, радиоактивными и другими опасными веществами в результате деятельности человека. Активно осуществляется двустороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды России с Норвегией, Финляндией, Данией, Германией, Францией, Канадой, Великобританией, США и другими странами. Такое сотрудничество необходимо для обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранительного законодательства.

Закон об охране окружающей природной среды устанавливает систему природоохранительных органов, определяет принципы проведения государственного экологического контроля и государственной экологической дисциплины, перечень платежей за природопользование, экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и ряд других положений, регламентирующих базовые природоохранительные отношения.

Признавая ведущую роль этого Закона, нельзя не отметить в то же время, что несвоевременный учет назревших изменений в природоохранной деятельности привел к несколько затруднительному его использованию из-за наличия ряда статей декларативного содержания либо, наоборот, по причине отсутствия положений, регламентирующих сложившиеся на практике правоотношения.

Нормативная база Российской Федерации об охране окружающей среды обширна и многообразна. Экологическое законодательство только на федеральном уровне содержит более 800 законодательных и других нормативных актов.

Глава Кодекса "Экологические преступления" содержит 17 статей, предусматривающих ответственность как за посягательства на окружающую природную среду в целом (ст. 246-248, 262), т.е. носящие общий характер, так и за специальные экологические преступления, т.е. посягающие на отдельные объекты (компоненты, составные части) природы (ст. 249-261).

Несмотря на защиту и оздоровление окружающей природной среды, влияние на нее хозяйственной деятельности человека характеризуется производством все большего числа новых веществ и выбросами их в окружающую среду, увеличением отходов и другими факторами, которые приводят к изменению естественных ландшафтов, загрязнению атмосферы и природных водных объектов. Особенно это отмечается в крупных городах и промышленных центрах Российской Федерации.

Примером экологических проблем в Москве является состояние атмосферного воздуха. Основными и постоянными источниками загрязнения воздушной среды считаются предприятия теплоэнергетики, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, объекты коммунального хозяйства, а также транспорт. Наибольшую опасность для жителей города представляют предприятия, в результате деятельности которых происходит выброс (сброс) радиоактивных веществ в окружающую среду и накопление радиоактивных отходов. Проблема утилизации, переработки, уничтожения и захоронения токсичных отходов остается одной из самых острых.

Экологический порядок означает правильное, налаженное выполнение экологических правил, в том числе и правил рационального использования природных ресурсов. Экологическая безопасность предполагает защищенность как населения, так и окружающей среды в целом или ее компонентов от возможного причинения вреда, в том числе предусмотренного нормами уголовного закона.

Предметами экологических преступлений являются природная среда в целом и конкретные компоненты (ресурсы) окружающей природной среды, находящиеся в их естественном состоянии (вода, земля, леса, животный мир и пр.).

Объективная сторона экологических преступлений в подавляющем большинстве заключается в несоблюдении или нарушении специальных правил, установленных в целях обеспечения экологического порядка и экологической безопасности, а также предупреждения экологических преступлений. Основная масса статей Кодекса об ответственности за экологические преступления сконструирована по типу материальных составов, что предполагает наступление общественно опасных последствий (причинение вреда здоровью или смерть человека, гибель животных и растительности, изменение природных свойств вод и воздуха и т.п.), находящихся в причинной связи с совершенным экологическим преступлением.

С субъективной стороны экологические преступления совершаются как умышленно (например, незаконная охота - ст. 258 УК), так и по неосторожности (например, уничтожение или повреждение лесов - ст. 261 УК).

Мотивы и цели не включены законодателем в число обязательных признаков экологических преступлений. Однако они должны учитываться при решении судом вопроса о виде и размере наказания в пределах санкции.

Субъект экологических преступлений, как правило, общий - лицо, достигшее 16 лет. Однако в отдельных случаях субъектом является лицо, обладающее специальными признаками. Например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ могут совершить лишь лица, ответственные за соблюдение определенных правил (ст. 246 УК). Кроме того, квалифицирующим признаком отдельных преступлений является использование лицом своего служебного положения. Например, незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК). Очевидно, что в этих случаях субъект преступления - специальный.

Итак, экологические преступления - предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения по сохранению окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, экологический порядок и экологическую безопасность как населения, так и природной среды.

В литературе распространена следующая классификация. Это экологические преступления в области охраны:

1) вод (ст. 250, 252);

2) атмосферного воздуха (ст. 251);

3) земли и ее недр (ст. 254, 255);

4) животного мира (ст. 256-259);

5) растительного мира (ст. 249, 260, 261)*(506).

Представляется, что каждая из классификаций экологических преступлений, включенных законодателем в гл. 26 УК, имеет право на существование.

Кроме экологических преступлений, содержащихся в гл. 26 УК, вред окружающей природной среде может быть причинен и при совершении иных преступлений, например при нарушении санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236) и т.д.

Книга "Действительный адвокат"                          Я.А. Юкша