Коммерческое обозначение.

Коммерческое обозначение - новое для российского законодательства средство индивидуализации.

 

      В перечне охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации появилось понятие коммерческое обозначение (статья 1225 ГК РФ).

 

        Ранее, данное понятие появилось в ГК в главе 54, посвященной договору коммерческой концессии в статьях 1027.1032, 1037, 1039, 1040.

      Особенность коммерческих обозначений состоит в том, что они по общему правилу не подлежат регистрации, и территориальная сфера их действия ограничена местом нахождения торгового предприятия, т.е. имея локальный характер, они как бы дополняют фирменное наименование.

      Исходя из сказанного, право на коммерческое обозначение не признается исключительным правом, его защита может осуществляться, исходя из норм законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции.

      Российский законодатель, решив избавиться от имеющихся ранее противоречивых положений в ГК РФ, добавил в список прав на индивидуализацию юридического лица, товаров, работ, услуг право на коммерческое обозначение.

       Для индивидуализации юридического лица законодатель определил фирменное наименование, которое в этой функции совпадает с собственно наименованием юридического лица, а для индивидуализации предприятия как объекта права - коммерческое обозначение, которое в этой функции замещает фирменное наименование.

       Если фирменное наименование, является обязательным, в том числе и для регистрации юридического лица, коммерческое обозначение представляет собой факультативное средство индивидуализации.

       В отличие от фирменного наименования, предназначенного для индивидуализации юридического лица, коммерческое обозначение ставит своей задачей индивидуализировать предприятие как объект права.

      Субъектами права на коммерческое обозначение могут быть юридические лица, в том числе некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, индивидуальные предприниматели.

     По существующему правилу нельзя одновременно использовать два и более коммерческих обозначения для индивидуализации одного предприятия.

 

 Исключительное право на коммерческое обозначение принадлежит правообладателю в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках и иной документации, объявлениях и рекламе, на товарах и упаковках).

 

 

 

 

Коммерческое обозначение - это словесное обозначение, часто с включениями в него определенных изобразительных элементов.

 

 

Условия предоставления исключительного права коммерческому обозначению следующие:

- обозначение должно обладать достаточными различительными признаками;

- его использование должно быть известным в пределах определенной территории.

Требование достаточности различительных признаков означает, что коммерческое обозначение выполняет свою функцию отличия одного предприятия от другого.

В данном случае требование известности коммерческого обозначения в пределах определенной территории в принципе предопределяет характер исключительного права на указанное средство индивидуализации и имеет локальный характер, его действие всегда ограничено определенной территориальной привязкой (округ, район и т.д.).

Использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, например обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, не допускается. При выявлении нарушений правообладатель вправе потребовать прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.

Возможность перехода исключительного права на коммерческое обозначение, предусмотрена Законом (ст. 1539 ГК РФ), но это возможно только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.

Правообладатель имеет возможность распорядиться исключительным правом на коммерческое обозначение путем предоставления права на его использование другому лицу. Такая возможность предусмотрена законом (ст. 1539 ГК РФ) в двух формах: на условиях договора аренды предприятия или договором коммерческой концессии.

Исключительное право на коммерческое обозначение действует на территории РФ и не действует за ее пределами.

Действие права на коммерческое обозначение зависит от непрерывности использования обозначения в течение одного года, и оно прекращается, если правообладатель не использует его в течение года.

В случае прекращения действия коммерческого обозначения, включающего фирменное наименование, последнее продолжает свое действие вплоть до прекращения действия юридического лица.

 

Юкша Я.А.                             Учебник "Гражданское право"