Понятие средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Фирменное наименование.

Правовые нормы об индивидуализации товаров и их производителей образуют четвертый институт права (помимо авторского права, смежных прав, патентного права), входящий в подотрасль гражданского права, называемый «правом интеллектуальной собственности».

       К правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий глава 76 ГК РФ относит:

·            право на фирменное наименование;

·            право на товарный знак и право на знак обслуживания;

·            право на наименование места происхождения товара;

·            право на коммерческое обозначение.

       Основной функцией этих средств является индивидуализация производителей и производимых ими товаров, работ и услуг.

      Фирменное наименование — коммерческое имя предприятия. Под этим именем оно выступает в гражданском обороте. С ним связана деловая репутация предприятия. Это личное неимущественное благо. Поскольку фирменное наименование содержит указания на принадлежность предприятия и его организационно-правовую форму, оно выполняет информационную функцию.

     Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

       Статья 1475 ГК РФ подчеркивает, что исключительное право на фирменное наименование, включенное в Единый государственный реестр юридических лиц, ограничено территорией РФ. Из этого следует, что на территории других стран оно не будет действовать. Исключительное право на фирменное наименование действует до тех пор, пока существует само юридическое лицо либо последнее в установленном порядке решило его изменить. Другими словами, действие исключительного права на фирменное наименование не ограничено каким-либо конкретным сроком.

       Предприятия стремятся защитить средства индивидуализации товаров от подделок и от использования их посторонними лицами, а государство с помощью правовых норм охраняет права правообладателей средств индивидуализации товаров, работ и услуг.

      Промышленная собственность — собирательное понятие, которое включает в себя права на изобретение, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменное наименование, наименование мест происхождения товаров, а также права по защите против недобросовестной конкуренции.

Юкша Я.А.                            Учебник "Гражданское право"