Юридическая сила решений Европейского суда по правам человека.

В ч. 1 ст. 17 Конституции РФ закреплено принципиально новое для отечественного законодательства положение о необходимости его соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Это положение в известной степени дополняет ч. 4 ст. 15 Конституции, которая фиксирует примат международного права над правом российским (внутригосударственным).

      Общепризнанные принципы и нормы международного права, наряду с другими источниками и международно-правовыми документами, формируют международные стандарты в области прав человека и гражданина, к которым стремится любое цивилизованное государство как член мирового сообщества.

Международные стандарты в области прав и свобод человека и гражданина формулируются в ряде документов. Во-первых, это Устав ООН 1945 г. - первый международно-правовой акт, цели которого основаны на всеобщем уважении прав человека. Во-вторых, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., устанавливающая в ст. 2, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными этой декларацией, без каких-либо различий и ограничений, и в последующих статьях провозглашающая эти права и свободы. Названные выше документы дополняются конвенциями, протоколами, декларациями и в совокупности своей содержат международные стандарты в области прав и свобод человека и гражданина.

Новым шагом в приближении норм отечественного законодательства к общепризнанным международным стандартам в области прав человека и гражданина явилось вступление России в Совет Европы 15 января 1996 г. В конце февраля 1996 г. был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Федеральный закон N 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы". Среди условий-рекомендаций присоединения России к Совету Европы значатся: ратификация в течение года Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также протоколов к ней, включая протокол N 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время.

Международное сообщество образует и органы, которые призваны следить за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и реагировать на их нарушение. Важнейшими из них являются Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека.

Основой в деятельности Европейского суда по правам человека является Конвенция по правам человека. Суд должен обеспечивать соблюдение и исполнение норм Конвенции государствами, которые ратифицировали данный документ. Суд осуществляет эту задачу посредством рассмотрения и разрешения отдельных дел, основывающихся на подаваемых жалобах. Жалобы могут подаваться физическими лицами, группой лиц, неправительственными организациями, а также другой страной при нарушении Конвенции государством-участником.

Европейский суд не является вышестоящей инстанцией по отношению к судебной системе государства – участника Конвенции. Поэтому он не вправе отменить решение или приговор, которые были вынесены судебным органом, он не может давать указания законодателю, не имеет права давать различные распоряжения, которые имеют важные последствия.

Одной из основных задач Суда является установление факта нарушения норм, в которых содержаться определенные требования Конвенции. Суд вправе присудить только материальную компенсацию за ущерб, причиненный стороне-заявителю, денежные выплаты в виде так называемого штрафа за нарушение в отношении конкретного лица норм Конвенции, а также вправе присудить выплатить выигравшей стороне все издержки и расходы.

Решение, вынесенное Судом, обязательно в применении только для ответчика по делу. Но несмотря на данное положение, решение Суда может выходить и за пределы национального права и воздействовать на нормы законодательства и судебную практику других государств – участников Конвенции.

 

Юкша Я.А.                                        Книга "Действительный адвокат"