Договор транспортной экспедиции.

Договором транспортной экспедиции является соглашение, в силу которого экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет грузоотправителя (грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза.

     Договор транспортной экспедиции регулируется главой 41 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

     Договор транспортной экспедиции — вид транспортного договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора — договора перевозки грузов.

     Характеристика договора. Договор транспортной экспедиции является публичным, поскольку речь идет об экспедиционных услугах, оказываемых профессиональными коммерческими экспедиционными конторами, агентствами, другими предпринимательскими структурами, которые по характеру своей деятельности обязаны соответствовать требованиям публичного договора (ст. 426 ГК РФ).

     Договор является взаимным и возмездным (ст. 801 ГК РФ). К какому типу, реальному или консенсуальному, можно отнести этот договор, однозначного ответа нет. В одном случае, когда экспедитору предоставлено право заключать договор от своего имени и самостоятельно сдавать груз к перевозке, договор экспедиции является реальным договором. В ситуации, когда экспедитор выполняет лишь так называемые организационные функции по оказанию клиенту соответствующих услуг, договор экспедиции является консенсуальным.

     Предмет договора транспортной экспедиции включает функции, которые выполняет экспедитор в процессе перемещения грузов клиента. При их выполнении экспедитор уполномочен совершать юридические действия:

•       заключать от своего имени или от имени клиента договор перевозки;

•       осуществлять отправление и получение груза;

•       заниматься оформлением транспортных документов;

•       производить оплату сборов и пошлин;

•       принимать на себя представление интересов клиента;

•       также производить операции вспомогательного характера. К их числу можно отнести, в частности, упаковку груза, его погрузку и разгрузку, складирование и т.п.

     Таким образом, договор транспортной экспедиции — совокупность юридических действий и вспомогательных операций, направленных на организацию перевозки груза и способствующих надлежащему выполнению договора перевозки этого груза.

     Права и обязанности сторон в договоре транспортной экспедиции определяются законодательством и соглашением самих участников договора экспедиции.

     Экспедитор вправе привлечь к исполнению договора других лиц, когда это целесообразно или когда сам экспедитор не в состоянии выполнить те или иные поручения клиента. Экспедитор вправе потребовать от клиента выдачи доверенности, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 882 ГК РФ).

     Экспедитор имеет право на получение от клиента соответствующего вознаграждения за оказанные им услуги.

     Обязанности экспедитора определены ст. 801 ГК РФ, п. 2 ст. 801 ГК РФ, п. 2 ст. 804 ГК РФ. Дополнительно обязанности экспедитора могут быть обозначены в самом договоре с учетом индивидуальных особенностей договора перевозки груза: вида транспорта, количества груза, расстояния транспортировки и т.п.

     К основным правам клиента относятся: выбор вида транспорта, на котором будет перевозиться груз, определение маршрута перевозки.

     В обязанности клиента входят: предоставление экспедитору своевременной и объективной информации о количестве и качестве груза, об условиях его перевозки; уплата предусмотренного договором вознаграждения за оказанные экспедиционные услуги. В договоре могут быть предусмотрены и иные обязанности клиента.

     Ответственность по договору. Общие положения об основаниях гражданско-правовой ответственности, безусловно, распространяются на данный вид обязательств, однако, учитывая специфику транспортно-экспедиционных отношений, где в качестве экспедитора выступает предприниматель, говорить о вине как основании его ответственности не следует, поскольку в данном случае идет речь о предпринимательском риске экспедитора, ответственность которого предусматривается п. 3 ст. 401 ГК РФ.

     В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора экспедиции экспедитор несет полную имущественную ответственность в соответствии с общими требованиями возмещения убытков (ст. 393 ГК РФ). Это общее правило. Однако нарушение условий договора экспедиции нередко зависит не от экспедитора или его клиента, а от перевозчика. По его вине могут быть нарушены сроки доставки груза, допущена его утрата или повреждение, задержка выдачи груза получателю после прибытия его в пункт назначения и т.п. В этих и других возможных случаях виновного поведения перевозчика, ставшего причиной нарушения договора экспедиции, пределы ответственности экспедитора ограничены рамками возмещения фактически причиненного ущерба (ст. 796 ГК РФ) или пределами неустойки (штрафа), предусмотренной транспортным законодательством.

Юкша Я.А.         Учебник "Гражданское право"