Госдума взялась за чистоту речи в публичном пространстве

Долой иностранщину: Госдума взялась за чистоту речи в публичном пространстве — адвокат Янис Юкша в интервью «Общей газете»
Комментируя законопроект, Янис Александрович Юкша, Адвокат, профессор, к.ю.н., общественный и политический деятель, член-корреспондент РАЕН отметил необходимость разграничения языковых сфер:
"Речь идет о том, что есть, конечно, разговорный язык – на кухне, на лавочках, с определенными выражениями в просторечии. А есть официальный язык, который не только используется в СМИ, но и в публичных отношениях с потребителем".
Юрист подчеркнул, что необходимо беречь русский язык и искать варианты замещения иностранных слов в публичном пространстве. Важным аргументом в пользу закона, по мнению эксперта, является закрепленный в Конституции РФ статус русского языка как государственного.
"А если мы откроем Конституцию Российской Федерации, то русский язык является официальным на территории Российской Федерации. И для этого есть соответствующие общепризнанные словари, четко указывающие смысл слов и выражений. Так вот, этот закон указывает, что если в русском языке есть аналогичные выражения и информацию можно передать с помощью этих слов и выражений, употребление иностранных слов недопустимо".
Он добавил, что злоупотребление иноязычными выражениями ведет к искажению российской действительности.
Янис Юкша обратил особое внимание на вопрос ответственности бизнеса и его роли в сохранении языковой чистоты. Адвокат подчеркнул, что предприниматели, как и все граждане, обязаны соблюдать требования закона. Он провел аналогию с другими сферами предпринимательской деятельности, в которых существуют четкие правила и требования, которым обязаны следовать все участники рынка:
"У нас есть закон о защите прав потребителя, хотя предприниматели не хотят, они обязаны принимать в течение 14 дней, поверьте мне, им это не нравится. Но тем не менее они должны соответствовать требованиям закона".
Изменения не затронут торговые марки, использующие латиницу. Уточняется, что русский язык обязателен для использования в коммерческих обозначениях (кроме фирменных наименований). Также это не коснется звезд, которые выбрали себе псевдоним на английском. В отношении использования иностранных названий брендов Янис Юкша отметил:
"Названия в определенных брендах и прочее допустимы, но должна быть расшифровка. Потому что логотипы, графическое изображение букв часто создает магию продаж для определенных иностранных компаний".
Эксперт считает, что запрещать использование иностранных брендов нецелесообразно, но необходимо обеспечить понимание их значения потребителями, и, что закон, регулирующий язык, не должен стать препятствием для развития бизнеса. Основной посыл юриста состоит в том, что бизнес должен быть социально ответственным:
"Это не должно быть отдано на откуп недобросовестным предпринимателям, которые хотят найти конкурентные преимущества, сэкономить деньги. Бизнес на то и бизнес - он должен быть социальным".
Юкша подчеркнул, что бизнес не должен паразитировать на обществе, а должен вкладываться в его развитие. По его мнению, только в этом случае можно достичь стабильности и гармонии в обществе.
Янис Юкша выразил уверенность в скором принятии закона и его подписании президентом, что позволит урегулировать текущие неурегулированные отношения. Он также подчеркнул необходимость разработки системы контроля за исполнением закона и внесения изменений в административный кодекс для наказания нарушителей. А также добавил, что надеется на позитивные изменения уже в этом году.